Свежий номер журнала

 

Февраль 2018

 

Журнал

подписка.

Участники проекта

Популярные новости

Популярные статьи


Новости

Сосновая основа: как заработать на конфетах из сибирских шишек


Справочно-информационный материал
 

Намучившись с интернет-стартапами, чета сибирских предпринимателей создала кондитерское производство. Получив в прошлом году 570 тыс. руб. чистой прибыли, супруги решили превратить свои сладости в массовый продукт

 «Нас часто спрашивают: «Это можно есть? Да ладно! Вы бы еще из травы сварили!» А мы и варили. На заказ, один раз, для экологов, варенье из луговых трав. С места на берегу реки Издревой, которое они держат в тайне, чтобы местные жители его не загрязняли бытовым мусором», — рассказывает 31-летняя Татьяна Соловенюк, соосновательница проекта «Озорная шишка» — бренда сладостей и сувениров из сибирских шишек. Три года назад предпринимательница и ее муж, 35-летний Денис Пчельников, поняли, что деньги можно делать на обычных шишках, которые лесозаготовительные компании обычно сжигают за ненадобностью. Супруги производят варенье, конфеты и несколько других видов продуктов. Затея оказалась гораздо более выгодной, чем интернет-стартапы, с которых Пчельников и Соловенюк начинали свой путь в бизнесе. В прошлом году продукция «Озорной шишки» стала продаваться не только в Сибири, но и в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Набили шишек

Будущие основатели бизнеса познакомились, когда Соловенюк училась на последнем курсе барнаульского отделения Московского госинститута культуры. Уроженец Новосибирска Пчельников по специальности был программистом. С 2012 года он вместе с женой участвовал в разработке сервиса совместных поездок «ВПути». Когда в 2014 году создатель сервиса Александр Борисов переехал жить в Набережные Челны, он пригласил своих разработчиков последовать за ним.

Идея первого собственного бизнеса у супругов появилась именно в пути. «После некоторой моральной подготовки мы с десятимесячной дочкой сели в машину и уехали жить в Набережные Челны. По дороге завезли шапочному знакомому в Челябинск раритетную книгу за шоколадку», — вспоминает Соловенюк. Этот случай супруги не раз вспоминали впоследствии. У «ВПути» был ценный ресурс — база водителей, которые собираются ехать в другой город и которые не против если не подвезти попутчика, то хотя бы забросить по дороге посылку, чтобы компенсировать часть расходов на бензин», — говорит Соловенюк. У супругов родилась идея собственного сервиса доставки посылок «Народная почта», который дополнил бы возможности «ВПути»: в глубинке такой сервис мог бы оказаться оперативнее и дешевле «Почты России».

Супругам удалось найти инвестора и построить сеть из десяти пунктов выдачи, находившихся в магазинах Набережных Челнов. Но расшириться не получалось. Обычные люди сервисом пользовались редко, потенциальные клиенты, за счет которых супруги пытались увеличить продажи — интернет-магазины — большого интереса не выражали. К тому же у партнеров не получалось выстроить оптимальную логистику. В итоге проект работал в ноль.

В итоге Пчельников и Соловенюк переключились на другой бизнес — запустили интернет-магазин сувениров, где продавали изделия сибирских мастеров, сушеные травы, настойки и бальзамы. Как и в предыдущем бизнесе, выручки хватало только на то, чтобы закупить товар и организовать его доставку. Супруги задумались о том, чтобы расширить ассортимент за счет какой-то продукции, которую они могли бы производить сами. Нужная идея появилась лишь в декабре 2015 года, когда Пчельников и Соловенюк вернулись обратно в Сибирь.

 

Сосна в иллюминаторе

«На день рождения подруга подарила мне необычный подарок — банку варенья из сосновых шишек, — вспоминает Татьяна Соловенюк. — Тут-то я и подумала: вот оно». По ее словам, такое варенье в Сибири делали давно: считается, что оно помогает от кашля и повышает иммунитет. Но массового производства и специального интернет-магазина, где такое варенье продавалось бы, не было. ​Пчельникову идея понравилась, поскольку в ней сочеталось сразу все, чем он хотел заниматься: «Во-первых, стартап с материальной продукцией, которую можно потрогать руками. Во-вторых, связь и сотрудничество с мастерами и ремесленниками Сибири. В-третьих, наше личное развитие как реализаторов новых идей», — говорит предприниматель.

Поскольку ни на сервисе доставки, ни на интернет-магазине супруги практически ничего не заработали, 15 тыс. руб. на закупку первой партии варенья пришлось взять из декретных денег Соловенюк, родившей вторую дочь. При этом партнеры все-таки собирались делать собственное производство. «Жили на зарплату Дениса, а на детские пособия приобретали оборудование для изготовления и хранения», — вспоминает предпринимательница. Первую партию из 500 банок, заказанную в феврале 2016 года, партнеры продавали на местных ярмарках Новосибирска и Барнаула. Ее быстро раскупили, и супруги решили вложить в бизнес все ресурсы. Даже интернет-магазин решили переименовать — варианты названия обсуждали в соцсетях со своими подписчиками и в итоге остановились на «Озорной шишке».

Наладить свое производство оказалось непросто. Супругам пришлось нанять специальную конную бригаду, которая собирала для них шишки в Горном Алтае. Варенье варили бабушки села Усть-Кокса, расположенного в местах, по которым некогда путешествовал Николай Рерих. Партию в те же 500 банок удалось произвести только в июле 2016-го. Зато следующую Пчельников и Соловенюк делали с применением высоких технологий — глава семейства обучался информационным технологиям в Сибирской геодезической академии. Пчельников искал богатые шишками леса с помощью снимков из космоса. «Если не вдаваться в фотограмметрические методы по работе с космоснимками, сделанными в разные сезоны, принцип поиска можно объяснить так: я определял координаты лесных массивов, про которые я достоверно знал, что они богаты соснами. Выделял эти леса на Google-картах, запоминал текстуру снимка, а затем искал похожую в районе, где планировался сбор шишек, — рассказывает предприниматель. — Дополнительно можно было определить высоту лесного массива — для этого требовалось знать угол, под которым лес освещает солнце, и обращать внимание на тень от деревьев». Лучшие шишки давали молодые сосны возрастом от 15 до 40 лет.

Несмотря на то что шишки в Горном Алтае были вкусными, а производство — выгодным, расходы на транспортировку оказались велики, и супруги решили перенести его в Новосибирскую область, в село Новопичугово Ордынского района. Шишки супруги стали не только собирать сами, но и закупать у лесных хозяйств. «Это, кстати, помогает повысить эффективность использования природных ресурсов: лесозаготовительные компании собирают шишки со срубленных сосен», — говорит Пчельников.

Рецепт варенья супруги не держат в тайне — он выложен на сайте «Озорной шишки». «Но нужно помнить, что рецепт и технология — вещи разные, — говорит Соловенюк. — Сварить по этому рецепту варенье для своей семьи можно, а вот чтобы делать его в больших объемах для коммерческого использования, нужна подробная технологическая карта, которая позволяет сохранить вкусовые и целебные качества. И вот она является нашей коммерческой тайной». Процесс изготовления состоит из нескольких технологических этапов: шишки промываются, пересыпаются сахаром, варятся по 5 минут в несколько подходов. Чем крупнее шишка, тем больше подходов. Полный цикл занимает от недели до трех в зависимости от качества шишек и объема партии. Для варенья требуются свежие шишки длиной не более 2 см. Сбор проходит 2 недели в году — с конца мая до начала июня.

Первоначально супруги планировали делать из шишек только один вид продукции. «Но один из клиентов на День учителя в октябре 2016 года в шутку предложил нам сделать подарочную шоколадную конфету из самой шишки, — рассказывает Пчельников. — Мы в тот момент уже работали над конфетами, только мармеладными — из остатков сиропа от производства, но такой продукт оказалось сложно сделать вкусным. А вот шишку в шоколаде мы уже в середине декабря того же года сумели сделать более-менее вменяемой по вкусу».

«Шишку в шоколаде» супруги стали готовить почти тем же способом, что и варенье. Отличаются лишь несколько моментов. Плоды нужны крупнее — размером два-три см. Их вымачивают в сахарном или медовом сиропе и покрывают шоколадной глазурью. Каждая конфета упаковывается в обертку. «По вкусу они похожи на конфеты с черносливом внутри, но с хвойным послевкусием», — говорит Соловенюк. Варенье супруги готовят из свежих шишек, а конфеты — из замороженных, поскольку срок годности у таких конфет — всего 5 месяцев. Это позволяет продавать конфеты круглый год.​ Как отмечают основатели компании, «Озорная шишка» не использует в производстве консервантов. Это позволяет называть продукты экологичными и натуральными.

 

«Озорная шишка» в цифрах:

1,2 млн руб. — общие инвестиции;

1,5 млн руб. — выручка в 2018 году;​

570 тыс. руб. — чистая прибыль в 2018 году;

250 руб. стоит банка варенья;

50 руб. — цена «Шишки в шоколаде»;

7 человек в штате.

 

17.01.2019   •   https://www.rbc.ru







Telegram-канал


Digital-продвижение кондитерского оборудования, ингредиентов, упаковки и брендинга




Поделиться с друзьями:






Cмотрите также





Задать вопрос



 
 
Картинка