Ольга Бушуева, консультант Zhejiang NHU Company — о процессе обогащения продуктов витаминами
Справочно-информационный материал
Как обогатить пищевые продукты витаминами и минералами: советы от производителя ингредиентов
Тренд на обогащенные витаминами продукты активно растет — потребители все чаще делают такой выбор ради сохранения здоровья, энергии и красоты. Ольга Бушуева, консультант по маркетингу и продажам производителя витаминов и аминокислот Zhejiang NHU Company, рассказала в интервью редакции «Сфера Медиа», как правильно обогащать пищевые продукты, на что стоит обратить внимание производителям и какие витамины сегодня наиболее востребованы.
— Насколько сейчас большой спрос на витаминизированные продукты?
Спрос на витаминизированные и функциональные продукты растет. Производители детского питания, молочной продукции, спортивного питания и производители напитков внесли большой вклад в популяризацию обогащенных пищевых продуктов. Например, йогурт с пребиотиками давно стал частью нашей повседневной жизни. Каши быстрого приготовления для детей, хлопья для завтрака, напитки с витаминами и аминокислотами для любителей спорта хорошо знакомы потребителю. То, как растет спрос, можно наблюдать по развитию категории на маркетплейсах. Там постоянно появляются новые обогащенные продукты.
— Какие витамины больше всего востребованы сегодня для обогащения продуктов питания?
Сейчас со стороны конечных потребителей востребованы не столько конкретные витамины, сколько их добавленная ценность. Энергия, красота, иммунитет, концентрация и память, антистресс — вот, что покупает потребитель в пищевом продукте, кроме его обычной пищевой ценности. Витамин С позиционируется как полезный для иммунитета, витамины группы В входят в состав продуктов для повышения энергии и для лучшей работы мозга. Витамин Е, часто вместе с витамином С, обладая антиоксидантными свойствами, применяется в продуктах «для красоты». Для каждой интересующей потребителя категории можно подобрать подходящий комплекс витаминов, минералов, аминокислот, других полезных добавок.
— Для каких категорий продуктов витаминизация наиболее актуальна?
Напитки, молочные продукты, снеки, кондитерские изделия. Различные батончики для перекуса: с протеином, без сахара, зерновые, с добавлением витаминов и/или аминокислот, также с омега-3, — интересная для потребителей группа.
— Какие технологии витаминизации вы считаете наиболее эффективными, и как подобрать технологию под конкретный тип продукции?
Технология витаминизации подбирается в зависимости от готового продукта и технологического процесса. Витамины поставляются в сухом виде (порошок или микро-гранулы) или в масляной форме.
Масляную форму используют для витаминизации пищевых продуктов с содержанием жиров, например, молока или растительного масла. Использование готовой смеси витаминов А и D3 для обогащения растительного масла наиболее эффективно, так как позволяет легко дозировать витамины, добиться равномерного их распределения, а также быстро и недорого провести полуколичественный анализ содержания витамина в готовом продукте, что имеет особое значение при выпуске больших партий.
При производстве, например, функциональных напитков, витаминизированных молочных продуктов, обогащенной витаминами и минералами муки, несколько витаминов и минералов вносятся в сухом виде. Дозировка некоторых отдельных компонентов крайне мала, а цена ошибки — потеря всей партии готового продукта. В таком случае чаще всего используется витаминно-минеральный комплекс (премикс), сухая смесь, где компоненты подобраны специально под готовый продукт.
— С чем связаны основные сложности процесса витаминизации?
Прежде всего, важно сказать, что отклонение содержания заявленных витаминов, как в большую, так и в меньшую сторону от допустимых пределов в течение срока годности, не допускается ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Отдельное дозирование каждого витамина и минерала существенно осложняет процесс и требует осторожности. Следует уделять внимание процессу внесения витаминов в продукт, что особенно критично, когда в рецептуре несколько витаминов и минералов.
Важно достичь заявленной нормы по каждому функциональному компоненту в течение срока годности. Некоторые витамины чувствительны к воздействию света, кислорода, тепла, а также могут терять активность в присутствии определенных минералов. Важно правильно подобрать формы витаминов, рецептуру готового продукта, обеспечить ему подходящую упаковку.
Витаминизация включает в себя не только этап производства, но и дальнейший мониторинг содержания витаминов в готовом пищевом продукте. Для мониторинга производители чаще всего используют сторонние аккредитованные лаборатории, что встает им в копеечку. Дополнительно к этому отправка образцов и ожидание результатов экспертизы занимает время. Производителю сложно оперативно вносить корректировки, ожидание «замораживает» оборотные средства.
Ряд проблем можно устранить или уменьшить использованием готовых витаминно-минеральных премиксов, когда их производитель берет на себя подбор подходящих компонентов и дает рекомендации по дозированию и мониторингу.
— Как строится работа с поставщиком витаминов — от подбора до внедрения на производстве?
Если концепция готового продукта определена, проводится совместная работа для подбора формы и рецептуры витамина или витаминного премикса. К примеру, производитель хочет добавить витамин Е в функциональный напиток в прозрачной бутылке. Большинство рецептур витамина Е приводят к замутнению напитка. Опытный поставщик витаминов, зная об этом, способен предложить подходящую форму, чтобы напиток оставался прозрачным, и дать рекомендации по внесению компонента.
Когда продукт выбран, следует обмен документами по качеству и безопасности: начиная с сертификатов, справок по аллергенам, отсутствию ГМО, отсутствию пестицидов и заканчивая заполнением специальных анкет. Мультинациональные компании всегда требуют наличие сертификата ISO22000 или других систем, подтверждающих качество и безопасность на международном уровне.
Далее производитель проводит испытания на своем производстве, включая тесты на стабильность включенных витаминов и минералов. Здесь опыт поставщика витаминов очень важен, чтобы помочь рассчитать дозировки для конкретного процесса, согласовать методики анализа активности витаминов.
— Что вы бы посоветовали производителям, которые планируют выпуск витаминизированной продукции?
Спасибо за этот вопрос! Я считаю очень полезными информационные материалы об обеспеченности населения нашей страны микронутриентами и рекомендовала бы их изучить для дальнейшего формирования портфеля готовой продукции. Например, ФГБУН «ФИЦ Питания и биотехнологий» регулярно проводит исследования и публикует научные статьи на эту тему. Дефицит или недостаточность витаминов группы В и витамина D3 — частое явление во многих регионах нашей страны. Производя обогащенное витаминами молоко, муку или растительное масло, можно существенно выделить свой бренд из общей массы, получить конкурентное преимущество и донести до населения дефицитный микронутриент. Я бы предложила не стараться внести в пищевой продукт много витаминов и минералов, а добавлять те, недостаточность или дефицит которых подтверждены научными исследованиями, и опираться на функциональные свойства добавленного микронутриента в продвижении.
18.09.2025 • https://sfera.fm/


